Трудовые функции физических лиц осуществляются в соответствии со специальностью, навыками и способностями. Подтверждением периода труда является трудовая книжка. В период работы она хранятся в кадровой службе, а при увольнении возвращается. Как восстановить трудовую книжку при утере и куда обращаться? Можно ли восстановить трудовую книжку, если подтверждения стажа у гражданина отсутствуют?
Восстановление через многофункциональный центр (МФЦ)
Обстоятельства утери документа зависят от ситуации. Сотрудники отдела кадров несут персональную ответственность за сохранность бланков строгой отчетности. В период трудовой деятельности книжки хранятся у работодателя. Дубликат утраченного документа выдается сотруднику в 15-дневный срок за счет организации.
Восстановление сведений о стаже при утере книжки – длительная процедура. Альтернативой является обращение в Центр Государственных и Муниципальных услуг. Центры не изготовляют дубликаты, но собирают информацию о предыдущем стаже работы. Обращение предусматривает:
- личное посещение;
- заполнение типового электронного бланка
В Центре существуют подразделения «Мои документы». При обращении предлагается заполнить типовой формуляр. Получение утраченной информации осуществляется при взаимодействии МФЦ с Государственным Архивом. Если сведения в нем отсутствуют, то услуга не представляется. Обычно предлагается:
- заполнить типовой бланк обращения;
- приложить копию паспорта;
- официальные подтверждения предыдущей деятельности
Заявителю выдается расписка о приеме и назначается срок посещения Центра.
Восстановление утерянной книжки через Пенсионный фонд России
Пенсионный Фонд РФ ведет учет застрахованных лиц с 1997 года. Работники, осуществлявшие деятельность с этого времени, занесены в базу данных Фонда. Информация персонифицирована и является альтернативой бумажному документу о труде. На каждого гражданина заведен индивидуальный лицевой счет. Сведения о периодах деятельности до 1997 года в Фонде не хранятся. По письменному обращению гражданина предоставляется информация:
- о периоде деятельности;
- исполняемой трудовой функции;
- наименовании работодателя
Обратите внимание!
Предоставление информации не порождает обязанности Фонда в выдаче дубликата трудового документа. Однако сведения предоставляются оперативно и носят официальный характер.
Восстановление через суд
Судебная инстанция гарантирует гражданину восстановление его трудовых прав. Права работников нередко ущемляются. Споры о трудовом периоде, незаконном увольнении, восстановлении в должности — не редкость. Обращения, связанные с трудовыми книжками, как правило, являются дополнительным требованием к основному. Заявитель просит обязать работодателя оформить дубликат и исключить незаконные формулировки.
Обратите внимание!
Процедура длительная. Ответчику придется исполнить судебный акт в соответствии с вердиктом.
Восстановление через архив
Организации, учреждения и предприятия имеют форму собственности. Трудовые правоотношения между работником и работодателем относятся к документам по личному составу. При ликвидации работодателя негосударственной формы собственности, дела работников формируются в соответствии с Законом об архивном деле. Между муниципальным или государственным архивом заключается соглашение с работодателем о передаче и хранении. При отсутствии соглашения письменные формуляры передаются в государственный архив. Передаче подлежат только документы по работникам. Срок хранения трудовых сведений составляет 75 лет. Для получения сведений о труде заинтересованному лицу рекомендуется обратиться к правопреемнику ликвидированной организации либо в соответствующее подразделение архива.
Какие документы потребуются для восстановления трудовой книжки
Типового перечня доказательств, необходимых для восстановления трудового документа, в законодательстве не существует. Такими подтверждениями могут быть любые письменные сведения, относящиеся к труду, а именно:
- копия трудового соглашения;
- копия приказа о приеме на работу;
- копия приказа о переводе;
- копия приказа об увольнении;
- справки о заработке;
- справки о взносах на пенсионное страхование;
- справки о периодах трудовой деятельности;
- копии трудовой книжки
При судебном разбирательстве законодатель допускает свидетельские показания. К ним относятся устные сведения бывших сослуживцев и должностных лиц предприятий, учреждений и организаций.
Сроки восстановления трудовой книжки
Трудовые документы, утраченные работодателем, восстанавливаются по письменному обращению работника. Оформляется дубликат документа. В него, по имеющейся информации, вносится суммарный трудовой стаж без индивидуализации прежних работодателей, периодов деятельности и должностей сотрудника. Срок оформления документа составляет 15 дней с даты обращения.
Истребование информации в Центре муниципальных и государственных услуг зависит от конкретных обстоятельств. Если предоставляется исчерпывающая информация о прежнем труде, то процедура займет 11 дней. Неполные сведения продлят срок до 20 дней.
Обращение в архивы федерального и регионального уровней осуществляется по запросу. Он оформляется в виде обращения на типовом бланке, который регистрируется в журнале учета. С момента регистрации срок исполнения составляет 30 дней. Он продлевается в виду сложности поиска сведений, но не может быть более 60 дней.
Обратите внимание!
Трудовые сведения, за которыми обращаются в территориальные пенсионные подразделения, предоставляются, в зависимости от сложности информации, в срок до 30 дней.