Артём Безбородов - Автоюрист, адвокат
Получите консультацию
бесплатно
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Консультация юриста онлайн. Ответ на сайте в течение 15 минут
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи
Заявление в трудовую инспекцию

Отношения между работниками и работодателями регламентированы трудовыми нормами права. Они обязательны для граждан и юридических лиц. Обязательства сторон включаются в трудовые контракты и должны соответствовать трудовому законодательству. Если они нарушены, гарантией их восстановления является заявление в трудовую инспекцию. Рекомендуется составить письменное обращение. Как написать заявление в трудовую инспекцию?

Кто и в каких случаях может подать претензию в трудовую инспекцию

Государственный надзор за соблюдением трудового права возложен на федеральную Инспекцию труда, согласно ст. 353 ТК РФ. Подразделения службы расположены во всех регионах РФ. Заявить о нарушениях может как работник, так и работодатель. Основанием обращения служат трудовые конфликты. Документ предъявляется:

  • при личном обращении;
  • в форме электронного бланка;
  • заказным отправлением с уведомлением по почте.

Распространенными основаниями обращения в Трудовую инспекцию являются:

  • отклонения от норм о закреплении в трудовом договоре существенных условий;
  • включение в соглашение условия об испытательном сроке для беременных работниц;
  • не доведение до работника информации о внутренних правилах предприятия под роспись и наложение санкций за их игнорирование;
  • незаконное лишение стороны ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • несвоевременная и не в полном объеме оплата за исполнение трудовых функций;
  • лишение сотрудника больничных и отпускных компенсаций;
  • понуждение оформить ежегодный отпуск «за свой счет»;
  • понуждение к сверхурочным работам;
  • перевод на рабочее место, не отвечающее требованиям об охране труда;
  • несвоевременное доведение информации о сокращении и ликвидации предприятия и расторжении трудового контракта;
  • выплата компенсаций после увольнения;
  • удержание трудовой книжки после расторжения соглашения.

Как пожаловаться в трудовую инспекцию на работодателя

Информация об ущемлении трудовых гарантий работников отражается в письменных обращениях. Жестких требований к документу в законе нет. Однако следует указывать существенные сведения. К ним относятся:

  • персональные сведения заявителя;
  • реквизиты территориального подразделения инспекции;
  • электронная почта работника;
  • наименование предприятия, учреждения - место работы заявителя;
  • обстоятельства нарушений и негативные последствия для обратившегося;
  • личная подпись работника;
  • дата составления заявления.

Обратите внимание!

Отсутствие персональных сведений и места направления ответа служат основанием оставления жалобы без рассмотрения.

Заявительную процедуру разделяют на последовательный алгоритм:

Действие 1. Оформите жалобу документально.

Персональные сведения и обстоятельства ущемления трудовых прав излагаются последовательно. Полнота сведений и своевременность информирования – залог оперативного реагирования.

Действие 2. Направьте жалобу в Трудовую инспекцию.

Альтернативными способами доставки заявления являются почтовое и электронное обращение. Не следует тянуть время. Задержка в предоставлении сигнала о нарушениях может навредить. Работодатели скрывают следы правонарушений, которые потом сложно доказать.

Действие 3. Ознакомьтесь с поступившим ответом.

Письменный сигнал о несоблюдении законодательства о труде служит основанием для проведения проверки. Широкие полномочия инспекции позволяют установить негативные деяния работодателя. Вопросы, отраженные в заявлении проверяются на месте и заносятся в акт инспекции. Письменные результаты инспектирования направляются работнику. Ему сообщается о принятых мерах реагирования. Неудовлетворительное заключение служит основанием для опротестования акта инспекции как работником, так и работодателем. Протест направляется в вышестоящий орган или в суд.

Куда и когда подавать жалобу

Сократить временные затраты на процедуру оспаривания можно, обратившись в Инспекцию онлайн. Для этого создана «Электронная приемная». Она расположена на портале «онлайнинспекция.рф». Система подберет удобное время посещения с учетом графика работы и наличия свободных промежутков в работе подразделения. Работник регистрируется на портале и указывает свой электронный ящик для оповещения.

Обратите внимание!

Сообщение о дате и времени приема поступит на электронную почту. Прием возможен в течении месяца со дня обращения. При опоздании посетителя ожидает общая очередь.

Личное обращение возможно в любое время по адресу территориальной инспекции. Письменное заявление подается в канцелярию службы и подлежит регистрации. Обратившемуся возвращается второй экземпляр заявления со штампом о приеме сигнала. Это подтверждает факт обращения при возникновении неординарных ситуаций. На стендах ГИТ расположена информация, образцы документов и сведения о трудовых правах граждан РФ и иностранцев.

Направление документов по почте занимает длительное время. Почтовое обращение рекомендуется отсылать заказным письмом с уведомительными подтверждениями.

Сколько времени отводится для рассмотрения жалобы

Вся документация, поступившая в ГИТ, подлежит обязательной регистрации. Обращения распределяются для исполнения руководителем территориального подразделения. Период для проведения проверки составляет 30 дней. При необходимости срок продлевается. Об этом извещается заявитель, которому направляется письменное уведомление.

Обратите внимание!

Письменные обращения, содержащие сведения о нарушениях, не относящиеся к трудовому праву, направляются в соответствующие ведомства. В любом случае они регистрируются в канцелярии ГИТ и в семидневный срок передаются в соответствующие структуры. Заявитель уведомляется письменно о передаче сигнала по подведомственности.

Можно ли писать жалобу в инспекцию анонимно

Решив обратиться в Трудовую инспекцию, работники опасаются мести работодателя. Эта одна из причин, когда трудящиеся вовсе не сигнализируют о нарушенных правах. Законом предусмотрено право заявить об анонимности обращения. В любом случае данные о заявителе должны отражаться в заявлении. В жалобе излагается просьба о неразглашении работодателю информацию о заявителе.

Обратите внимание!

Право скрыть персональные сведения гарантировано статьей 6 ФЗ № 59 "Об обращениях граждан". Сотрудники ГИТ не несут ответственности за доведение до работодателя информации о работнике. При истребовании трудовых договоров и иных персональных документов, тайна о заявителе станет очевидной.

Последствия рассмотрения жалобы по закону

Сигнал работника, изложенный в заявлении, подразумевает инспектирование предприятия. Проверяются не только отклонения от правовых норм в сфере труда, изложенные в обращении, но и комплексное соблюдение работодателем норм трудового права. Инспектирование носит внеплановый характер. Случаются ситуации, когда в жалобе отказано, но найдены иные отступления от закона.

Обратившийся работник может заявить о нераспространении работодателю своих данных.

Обратите внимание!

Результатом инспектирования являются:
  • письменное понуждение о ликвидации нарушений в сфере труда;
  • административное наказание;
  • разъяснения о процедуре восстановления прав работника.

Результаты инспектирования и отношения к заявленному сигналу не всегда объективны. Если обратившийся сотрудник ими не удовлетворен, то он может оспорить акт или пожаловаться на инспектора. Инстанциями для оспаривания являются:

  • вышестоящий орган по надзору в сфере труда;
  • суд.
Была ли эта статья для вас полезной?
0
0
Поделиться:
Мы рады, что статья была полезной для вас
Информация на сайте могла устареть, рекомендуем обратиться к юристу для уточнения вашего вопроса.
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
  • Кратко опишите проблему и оставьте свои контактные данные
  • В течении 5 минут с вами свяжется юрист и ответит на ваши вопросы
  • Вы получаете развернутый ответ юриста и знаете как действовать
    дальше
Поле обязательно для заполнения Введите номер телефона для связи
Бесплатная консультация юриста
Задайте свой вопрос бесплатно! Специалисты нашего центра помогут вам.
У вас есть вопрос к юристу?
Готовы задать вопрос сейчас?
Вы уверены что вам не требуется помощь профессионала?
Это бесплатно, быстро и удобно! Вы можете получить консультацию просто позвонив по телефону: